Меню
Основные понятия тактики и техники спортивного туризма. Нормативные документы.
ТК MONTE
Курс НТП-1. Лекция 1
Вот мы собрались в горы, и перед нами возникает масса вопросов: Куда? Как туда доберемся? Что будем есть? Сколько дней идти? Какая сложность походов? Чего интересного там есть? А какая команда собралась? А будет заброска? Вот примерно на эти и многие другие вопросы отвечает ТАКТИКА и планирование похода.

ТЕХНИКА прохождения препятствий тесно переплетается с тактикой и подразумевает ответы на вопросы о том КАК преодолевать то или иное препятствие (вершины, реки, перевалы и т.п.) и с помощью какого снаряжения.
Ответы на все эти вопросы должны помочь туристам пройти желаемый маршрут безопасно, но, надо помнить, что все всегда идет не по плану. Потому что-потому что.
Стратегия построения маршрута*
Цели и задачи маршрута
В чем цель и мотивация участника?
  • хочу пойти в горы
  • хочу закрыть разряд
  • хочу ходить сложные маршруты
  • хочу приобрести друзей
  • хочу посмотреть новые красивые места
В чем цель и мотивация руководителя, инструктора?
  • хочу сводить поход ... к.с.
  • хочу организовать школу тур. подготовки
  • хочу стажироваться на инструктора
  • хочу выполнить очередной разряд
  • хочу выиграть чемпионат
  • мотивировка от инструктора, руководителя и др.
Решение более-менее сложных технических задач начинается только с перевалов 2А-2Б. На более простых перевалах вы ничего не получаете, кроме физической нагрузки с перетаскиванием рюкзака. Значит, в походах 1-2 к.с. должно быть еще что-то, представляющее интерес для вашей команды. Как раз для поиска этих "изюминок" и нужно изучить район. Это могут быть какие-то природные "прелести", красивый вид с перевала, озера, источники, или культурные: остатки древних построек, исторические места, или технически интересные вершины/перевалы, о которых руководитель может рассказать: высшая точка района, первопроходцы и исследователи района, непокоренные или крайне сложные маршруты

Естественно, чем более сложный маршрут вы планируете, тем более спортивными становятся "изюминки". Здесь ваша задача - выбрать маршрут, который будет по силам вашей группе, и будет включать интересующие препятствия: перевалы, восхождения, траверсы. При этом сложность должна соответствовать возможностям группы.

Километраж
Глядя на карту на белой стене мы отмечаем ночевки и планируем километраж в день. И здесь очень легко ошибиться. Думаю всем понятно, что логика: средняя скорость ходьбы 5 км/час, за 8-мь рабочих часов - 40 километров, здесь не работает!
Средняя скорость движения с рюкзаком примерно 3 км/час. А на подъемах, или в период акклиматизации - и того меньше. Поэтому средняя норма дневного перехода - 8-12 км.
А в перевальные дни - еще меньше. И чем сложнее перевал - тем больше времени на него уходит. Некоторые перевалы в высших категориях проходят за дни!
При наличии глубокого снега (межсезонье, или снежные районы) этот километраж может быть еще меньше.
Когда можно "бежать" и наматывать километраж? Во первых, на пологих участках маршрута, уже после периода акклиматизации, при наличии троп или дорог, во вторых, на выходе с маршрута, когда с практически пустыми рюкзаками можно "пробежать" за день 30-35 км. Если вы такой марафон совершите в начале или середине маршрута, может получиться так, что дальше у вас идти никто не захочет, или придется делать дневку🤷🏼.
Акклиматизация и выбор района
В начале похода первый перевал следует планировать на второй-третий день маршрута, а в высоких горах - на 3-5-й день. Первый перевал всегда идется тяжелее, поэтому не нужно, чтобы он был самым сложным на маршруте. И самым высоким. Он должен быть проще и ниже. Для походов второй категории это перевал 1А. Для троек - 1А-1Б. Для четверок 1А-2А. И так далее.
При подъеме выше трех тысяч метров не нужно планировать набор высоты более 500 м в день, особенно если на верхней отметке вы планируете ночевку. И особенно в первом походе.
Можно рекомендовать и режим активной акклиматизации, когда вы быстро набираете заданные на день 500 м, ставите бивак, и уходите налегке выше, проводите там какое-то время, затем спускаетесь к биваку. Такой ритм позволит в последующие дни набирать большую высоту (без риска заболеваний - метров 700). По окончании акклиматизации набор высоты уже может быть любым, т. е., на сколько "здоровья хватит". При выборе перевалов, да и всей нитки похода, следует учитывать и высотный опыт участников. В старых правилах был даже такой пункт - от сезона к сезону высотный опыт может повышаться не более, чем на 1200 м. Так же для акклиматизации следует учитывать, что первый поход, например, на Памире, и без того будет для многих тяжелее. Поэтому в первые высотные походы не рекомендуется строить перенасыщенный маршрут, выполняя его близким к эталону, не закладывая длинные высотные траверсы и т.п.

Подготовка группы. Количественный и качественный состав группы
Если ваша группа - это группа новичков, планируйте ваш маршрут в стиле средней или минимальной напряженности. Если вы вместо двух-трех 1А, скажем, в походе первой категории, запланируете их 5-8, у людей от такого маршрута, скорее всего, останется в голове бесконечная "сыпуха", перемежающаяся снежниками. И большая часть из них может просто больше не пойти в горы получив "вакцину" от горного туризма.
При планировании первого похода в высотный район не стоит перегружать маршрут препятствиями - первый поход, например, по Памиру, итак будет тяжелым для большинства участников

При прохождении более сложных препятствий большое количество участников приводит к увеличению времени прохождения, особенно при движении на технически сложных участках. Соответственно, это обстоятельство может заставить вас подбирать более простые перевалы данной категории, избегать перевалов повышенной опасности, т. е. в какой-то мере ограничивать себя в выборе. На количество и состав планируемых препятствий может влиять и количество девушек в группе. Или строить маршрут так, чтобы проходить определяющие перевалы на спуск по сложной стороне. Маршрут, в таком случае, будет "терять" в плане спортивной сложности. Уровень подготовки ваших участников и вашей, наличие "тридцатипроцентников", так же может влиять на количественный и качественный состав выбираемых препятствий. Правильная оценка вами возможностей группы и соответствующий этим возможностям выбор набора препятствий и будет главным критерием безопасного прохождения маршрута.

Планирование забросок
Для нормального и безопасного прохождения похода продолжительностью более 10 дней лучше планировать заброски. А при продолжительности более 15 дней заброску делать обязательно. Заброски, в принципе, позволяют сократить переносимые грузы до нескольких дней. Недельный запас продуктов/топлива является вполне приемлемым весом в походе любой категории.

Выбор района
Какую цель вы преследуете, выбирая район? В любом случае, он должен подходить для организации похода данной категории. Например, на Кавказе можно с легкостью строить маршруты 1-4 категории сложности. А в Фанских горах, например, очень сложно выстроить нормальную "единичку". Зато достаточно хорошо "ложатся" в район маршруты 2-6 к. с. А в высоких горах, на Памире, или Восточной части Ц. Тянь-Шаня и поход третьей категории выполнить достаточно сложно. Не то, чтобы невозможно. Но он будет такой, "по краям" района. Даже маршруты четвертой категории редко строятся в этих районах. В основном это маршруты 5-6 к.с. В Заилийском Алатау возможны все категории спортивных походов.
Планирование высотного и технического графика маршрута
Учитывая специфику организма, рекомендуется строить маршрут таким образом, чтобы наиболее простая его часть попадала на начало и конец маршрута, а более сложная - в середину. Например, для похода первой категории сложности может быть запланирован длинный подход под первый перевал, затем прохождение перевала, затем еще одного - двух перевалов, и выход из района по какой-нибудь живописной долине. Для похода 3-й к.с., например, такой набор препятствий - 1А-1Б-2А-2А-1Б, или 1Б-2А-2А-2А-2А-1Б. Учитывая рекомендуемый режим набора высоты (не более 500 м в день в период акклиматизации) вы можете составить высотный график вашего маршрута в соответствии с этой рекомендацией. Для новичковых походов эту величину можно уменьшить. В сложных, при большом высотном опыте участников, - увеличить.
Следует отметить, что, планируя определенное количество препятствий в те сроки, которые вы себе определили, вы на самом деле и определяете такой показатель, как напряженность маршрута, который в какой-то мере можно рассматривать, как количество препятствий на единицу времени. Здесь вы и планируете свой маршрут так, чтобы проходить одно препятствие в день, или одно в неделю. Этот выбор зависит и от подготовки группы, и от выбора района и снова - обеспечивает безопасность.

Сроки и продолжительность похода
На сроки, как правило, влияет состояние снежного покрова и погодные условия. Оптимальные сроки проведения предполагают период наиболее устойчивой погоды для данного района. Более ранние сроки приводят к большему количеству снега на склонах. Позже - больше открытого льда и т. п. Походы в межсезонье предполагают неустойчивую погоду, большое количество осадков. Таким образом, выбор сроков проведения похода может сильно повлиять на количество и характер препятствий. А переоценка своих возможностей приведет к срыву маршрута, а в худшем случае - к ЧП. П
Планирование дневок
Для успешного (т.е. безопасного) прохождения маршрута, особенно при высокой его сложности, желательно периодически устраивать день отдыха - дневку. Так как дневка - это восстановление сил, желательно делать ее в месте заброски продуктов. Это позволяет, как правило, заложить на дневку усиленный рацион питания, свежие продукты и т. п., что в рюкзаке с собой тащить просто не будешь. Так как дневка ориентированна на восстановление сил, ее нужно делать как можно ниже. Место, выбранное для дневки, должно быть комфортным - а это как минимум закрытым от ветра. Если из-за погоды всю дневку придется провести сидя в палатке, эффективность ее будет существенно потеряна. Дневку желательно делать каждые 8-10 дней. Для маршрутов продолжительностью до 20 дней дневки можно и не делать, иногда компенсируя их полудневками. На дневку можно запланировать лишний запас топлива, чтобы организовать баню, или просто помыться/постираться. С этой целью можно запланировать дневку в каком-нибудь действующем альплагере.

Еще одно из предназначения дневок - рассматривать их, в том числе, как запасные дни.

Кроме плановых дневок случаются и вынужденные дневки. Это как раз те дневки, которые не планируют, соответственно, место проведения такой дневки далеко не способствует полноценному отдыху. Более того, если вы вообще никаким образом не предусматривали на данный участок маршрута запасные дни, и соответственно, запасное питание, вам и ваш дневной рацион на таких дневках придется урезать. Часто приходится переходить на двухразовое питание. Как результат - темп движения после таких дневок часто сильно снижается. Планировать такие дневки, конечно, нельзя, но предполагать вполне можно.


Планирование запасных и аварийных вариантов
Зачастую, особенно в сложных походах, погодные условия могут не позволить пройти какие-то из препятствий. В ряде случаев те же погодные условия могут допускать прохождение более простого варианта. Заявка такого варианта вместо основного и есть планирование запасного варианта. Но при этом, особенно в случаях, когда вы заявляли маршрут с минимальным количеством препятствий, потеря одного определяющего препятствия может привести к снижению категории сложности похода. Это противоречит вашим же планам. Поэтому на такой случай необходимо предусмотреть запасной вариант и в сторону усложнения, чтобы сохранить сложность похода.

При планировании маршрута желательно так же предусмотреть и запасные дни - на случай непогоды, или других причин задержки (например, усложнившийся ледопад и т. п.).

Еще один важный момент, связанный с необходимостью запасных вариантов - это первопрохождение. Какой бы информацией вы не владели, при подходе к препятствию оно просто может оказаться существенно сложнее, чем вы ожидали. Или опаснее. Поэтому на любое первопрохождение желательно иметь запасной вариант. То же касается траверсов, особенно многодневных или высотных.


*материал частично или полностью взят с сайта westra.ru. Автор: Анатолий Джулий
Нормативные документы
При планировании маршрута туристская группа рукововдствуется определенными нормативными документами.

В первую очередь это Правила проведения спортивных походов, где определены требования к участникам и руководителям спортивного похода, описан порядок проведения соревнований по СП, формы отчетности, а также права и обязанности руководителя и участников СП

Не менее важный документ это Единая спортивная классификация (категорирование) туристских маршрутов (ЕСКТМ) где определены длительность, протяженность и сложность СП, приведены разные варианты прохождения маршрутов, а также методика категорирования горных и пеших маршрутов.

И на последок, рекомендуем ознакомиться и с Разрядными требованиями и вариантами получить разряд через спортивные походы и через участие в соревнованиях по ТМ (туристское многоборье)

Перечень всех нормативных документов, а также обновления можно найти на сайте Федерации Спортивного Туризма Казахстана - fetur.kz
Техника туризма
Пару слов от Технике Горного Туризма (ТГТ), а также близкого пешеходного туризма (ТПТ).
Освоение техники преодоления различных природных препятствий лучше всего происходит на практике. Можно долго описывать "как надо страховать" "как преодолевать снежны/ледовый склон", но смысл в описаниях есть только при дальнейших практических занятиях.
Вот несколько примеров того, чему учат на занятиях по ТГТ/ТПТ: организовывать навесную переправу через реку, пролазить скальные участки, осуществлять на них страховку, преодоление снежных склонов, ледовых склонов, зарубание ледорубом при срыве, прохождение в связке с одновременной страховкой и многое другое.
Мы рекомендуем изучать материалы посвященные технике туризма и альпинизма, а после закреплять свои знания на реальном рельефе или его имитации в команде!
Именно для этих целей существуют соревнования по туристскому многоборью и тур.слеты, кроме прочего позволяя разным тур.группам обменяться впечатлениями, опытом и просто пообщаться.
Однако, подготовка к техническим занятиям всегда начинается с освоения базовых узлов, применяемых в туризме и альпинизме.