Опасности в горах.
Обзор несчастных случаев.

ТК MONTE
Курс НТП-1. Лекция 4
В первую очередь отсутствие НС на маршруте - это результат хорошей подготовки к походу. НС может произойти и в однодневном походе и в самых популярных локациях. Известны летальные случаи на Кок-Жайляу, на Большом Алматинском Пике, в непосредственной близости к объектам инфраструктуры! Для грамотной подготовки туриста и туристкой группы к походу любой сложности необходимы базовые знания по множеству тем: как одеваться в горы в тот или иной сезон, как выбрать групповое снаряжение :палатку, горелку и прочее, как правильно ходить по осыпным/снежным/ледовым/скальным склонам. Такой объем информации туристы получают в рамках турклуба и на собственном опыте походов в горы.

Постепенно нарабатывая опыт горных походов и подготавливаясь теоретически мы становимся способны в первую очередь ПРЕДСКАЗТЬ и ПРЕДОТВРАТИТЬ НС, и конечно, мы обязаны знать что делать если предотвратить нештатную, аварийную ситуацию все таки не удалось.

От своевременно оказанной помощи может зависеть жизнь и здоровье человека: счет может идти на часы и минуты – надо помнить четкий алгоритм действия при проведении ПСР. Технические приемы могут быть достаточно сложными и утомительными, однако это единственный способ подготовить себя к внештатной ситуации, возможно спасти свою жизнь или жизнь товарища.

В данной лекции мы условно разделим тему НС в туризме на ответы на следующие вопросы:
1. Что сделать чтобы предотвратить появление НС?
2. Каков Алгоритм действий в случае НС в спортивном походе?

Подготовка туриста к походу

Отвечая на вопрос: "Что сделать чтобы предотвратить НС?" мы охватываем огромный объем информации и навыков, которыми должен владеть турист и руководитель похода.
Представим нашу подготовку к конкретному походу:
- изучил информацию и подобрал экипировку, снаряжение личное и групповое, питание для похода
- тактически готов: продумал маршрут, в том числе запасные и аварийные варианты, а также подготовил картографический материал/специальные устройства для ориентирования на местности, продумал план акклиматизации, дневки, подъезды-отъезы, заброски.
- физически готов: тренирован, а также отсутствуют болезни и противопоказания к походу
- технически готов: есть теоретичская и практическая отработка передвижения по рельефу, который планируется преодолеть в походе, т.е. умение передвигаться по осыпи/скалам/льду определенной категории трудности.
- документы: страховка, выпускающие документы, регистрация в МЧС, Федерации спортивного туризма.

Такая подготовка, процесс не быстрый, многим нюансам мы учимся уже на практике. Но при этом, вопрос подготовки к самому походу снимает ряд опасностей связанных с субъективными опасностями и помогает принять правильное решение и справиться с объективными опасностями.
Лекция Кирила Белоцерковского, альпиниста, инструктора по альпинизму в альплагере Туюк-су. Из лекции вы узнаете, какие трудности поджидают в горах и как к ним подготовиться, а также как минимизировать риски и избежать ряд опасностей благодаря правильной подготовке.
Кирилл Белоцерковский
Про опасности в горах
Субъективные опасности
Недостаточная подготовка;
Переоценка сил;
Неправильная мотивация;
Что такое "Синдром лошади" и "дурного характера";
Отсутствие дисциплины и самодисциплины;
Недолеченные болезни.
Объективные опасности
Рельеф, обрывы и утёсы, камнепады;
Разрушенные скалы, трещины в ледниках и ледниковые реки;
Подвижные морены и осыпи, морены на льду;
Ледопады и лавины;
Снежные карнизы;
Реки и травянистые склоны;
Сели, оползни и наводнения;
Какую опасность таит погода: холод, солнце, гроза, снег и дождь;
Время, где главный враг - темнота.

Алгоритм действий в случае НС в спортивном походе

  • В случае аварии необходимо понять ее причину и оценить вероятность повторного происшествия (сход лавины, срыва на крутом склоне) и по возможности исключить его повторение.
  • Оценить физическое и психическое состояние оставшихся участников, их способность к оказанию помощи. В случае необходимости провести релаксационные мероприятия.
  • Добраться до пострадавшего, устранить (если есть) причину травмы, оценить ее характер и степень тяжести.
  • Удалить пострадавшего из опасной зоны и оказать первую медицинскую помощь (м.б. наоборот, если человек в неотложном состоянии).
  • Продумать возможные способы продолжения ПСР (отправить кого-то за помощью; эвакуация с транспортировкой пострадавшего; как правило, и то и другое).
  • Выбрать безопасное место для лагеря, продумать и организовать транспортировку пострадавшего до него.
  • В лагере провести тщательное обследование, оказать полную посильную медицинскую помощь и определить стратегию и тактику дальнейших действий.
  • Проводить транспортировку пострадавшего, либо разбивать базовый лагерь и дожидаться помощи.
  • ЗАМЕЧАНИЯ. Уходить надо вниз – это легче. Вверх – только немного и в случае если вниз существенно сложнее или путь к людям так существенно ближе. По прохождению одной веревки (одного эталонного участка) можно оценить максимальную скорость проведения ПСР. Дальше она будет только падать. Группой 8- 10 человек можно донести пострадавшего по несложному рельефу на 5-10 км. В других случаях следует вызывать помощь. Силами 30-40 человек можно транспортировать пострадавшего до 30 км и через препятствия до 2А к.с. (при соответствующей) подготовке. Дальше уже нужно спецснаряжение, а, по-хорошему – вертолет

Знания и навыки для проведения спасательных работ

"фрагменты" знаний и навыков, которыми должен обладать спортивный турист
  • 1
    Поисковые работы
    Порядок проведения поисково-спасательных работ
  • 2
    Первая помощь
    Оказание первой помощи и поддержание жизнеспособного состояния при транспортировке
  • 3
    Вызов помощи
    Связь, сообщение об НС, запрос помощи, взаимодействие с координатором группы, спасателями и другими структурами
  • 4
    Подготовка пострадавшего
    Подготовка к транспортировке (шинирование конечностей)
  • 5
    Способы транспортировки
    Создание средств транспортировки и способы транспортировки при различных травмах
  • 6
    Транспортировка на рельефе
    Транспортировка пострадавшего на различном рельефе и различной численностью группы
  • 7
    Ориентирование
    Ориентирование на местности, знание района, маршрута и аварийных выходов для транспортировки пострадавшего или до места, где возможна помощь спасателей
  • 8
    Психология
    Проявление качеств ситуационного лидера, умение вывести себя и группу из психологического дискомфорта, умение правильно действовать в аварийных ситуациях, а также умение уступать если есть более опытный лидер
Фильм турклуба МАИ на основе анализа собственных и чужих аварийных ситуаций в горах. Часто аварийная ситуация зарождается на этапе планирования и подготовки маршрута. На столах и компьютерных мониторах зреет будущий поход, а вместе с ним и будущие аварии. Аварийные ситуации - они как вирусы, есть всегда. Если есть у группы иммунитет, то маршрут будет пройден безаварийно. Если нет, то приплыли. Как правило авария развивается внутри группы: от плохой подготовки, снаряжения, превышения сложности маршрута над опытом участников, и пр. Различные стихийные бедствия это только повод, а не причина аварии.
Теория возникновения аварийной ситуации
Спикер: Рыкалов Петр

Анализ аварийных ситуаций

Один из способов подготовки себя как туриста, способного принять правильные решения в экстренной ситуации, служит АНАЛИЗ собственных походов, ошибок, коллективный анализ пройденного маршрута группой, а также изучение материалов о НС, произошедших с другими группами туристов или альпинистов, которые публикуются на разных сайтах туристско-альпинисткой тематики.

Ниже приведены два примера анализа аварийных ситуаций в горах.

Трагедия 1975 года в горах Кавказа

Плановые туристы 30-го Всесоюзного маршрута «По Западному Кавказу», начавшие путешествие из поселка Гузерипль, так и не смогли преодолеть маршрут. Они, попавшие под удар стихии 10 сентября 1975 года, остались лежать на снегу.

На том маршруте погиб 21 человек из 53 вышедших на маршрут!
Адыгейский областной народный суд провёл судебное разбирательство. Перед судом ответ за случившееся держали лишь администраторы турбазы «Горная» и «Кавказ», да некоторые чиновники из вышестоящих организаций.

В то время мне как вновь назначенному начальнику туристской Контрольно спасательной службы Адыгеи довелось участвовать вместе с Юрием Александровичем Штюрмером в работе комиссии по разбору трагедии на маршруте, а также и непосредственно испытать на себе силу стихии, пробушевавшую в горах. В тот злополучный день и час я работал инструктором турбазы «Майкоп» и пробивался сквозь снежный буран с плановой группой туристов 825 Всесоюзного маршрута на высокогорном плато Лагонаки к приюту «Цице». Рядом со мной в двух-трех километрах замерзали в снегу туристы 30-го маршрута.

Далее вы можете прочитать истории двух групп попавших под влияние сильнейшей непогоды в одно и тоже время и в очень близких локациях: 30й маршрут и 825й маршрут.

В одних группах туристов и маршрут пониже над уровнем моря, и лес рядом, но они погибают. В других группах - полное безлесье, по пояс снег, сильный ветер, высота более 2000 метров над уровнем моря, а они спокойно преодолевают стихию без потерь, паники, обморожений и заболеваний.

Рассказ И.В.Бормотова из книги «В горах Адыгеи» Ошибка инструктора (о снежном буране на 30-м маршруте).
В марте 2014 года на маршруте 6 кс в Восточных Саянах произошла аварийная ситуация. Срыв лидера при провеске одной из ступеней каньона "Сказки Пушкина". Были нарушены правила страховки - выше 4-х метров от дна каньона отсутствовали промежуточные точки страховочной цепи. Дальше на высоте 10 - 12 метров, уже при выходе на пологий участок произошел срыв лидера и его падение на дно каньона. К аварии привело отсутствие промежуточных точек страховки выше 4- метров от дна каньона. Лидер при падении получил открытый перелом голени.
Спасательные работы. Реальная хроника.
Спикер: Рыкалов Петр
Источники:
Сайт Турклуба МАИ
Yuotube канал 1fenriz
Выдержка из книги «В горах Адыгеи»